Первая своя модель
Вторая Мировая война привела к снижению продаж автомобилей с 7 306 до 5 900 штук. Помимо падения покупательской способности, стали возникать проблемы с комплектующими к их сборке. В то время Ассар Габриелссон писал:
«С самого начала войны ситуация изменилась коренным образом: клиенты, которые на расхват покупали наши автомобили, стали отзывать свои заказы».
Необходимо было выжить, несмотря на падение продаж, поэтому Volvo отдаёт приоритет производству газогенераторов и автомобилей для армии, среди которых были машины типа Jeep.
В первый год войны было продано 7 000 газогенераторов для нужд национальной обороны. Несмотря на острый дефицит комплектующих, производство PV53-56 полностью не прекращалось. Некоторые модели оснащались моторами ECG (газогенераторными) мощностью 50 л.с.
1941 год
Выпуск новой модели на смену PV53-56, намеченный на май 1940 года, пришлось отложить. Volvo продолжала производить прототипы модели PV53-56. 6 сентября 1941 года с конвейера сошёл 50-тысячный автомобиль Volvo.
В этом же году Volvo купила контрольный пакет акций компании Svenska Flygmotor AB.
1942 год
Volvo производит четыре прототипа автомобиля PV60, задние двери которых крепились к центральной стойке. Презентацию этих моделей планировалось провести после войны. Концепция этих прототипов состояла в уменьшении размеров в сравнении PV60. В эти годы руководство Volvo серьёзно занимается разработкой концепции послевоенного автомобиля. В этом же году Volvo покупает контрольный пакет компании Kopings Mekaniska Verkstad AB, которая с 1927 года поставляла сцепления и коробки передач. Капитал акционерного общества Volvo стал составлять 37,5 миллиона крон.
1943 год
Проект разработки послевоенного автомобиля идёт полным ходом. Новый автомобиль уменьшенного размера получает название PV444. Его серийное производство должно было начаться осенью 1944 года. Это была американская концепция в европейском исполнении, с четырёхцилиндровым двигателем и приводом на задние колёса. Этот автомобиль пользовался большим успехом.
Основной деятельностью Volvo было производство автомобилей, поэтому, помимо серийных автомобилей, существовали и экспериментальные модели. В начале 40-х годов был изготовлен автомобиль PV40 с принципиально новым восьмицилиндровым двигателем мощностью 70 л.с. Однако проект не пошёл в серию по причине высокой себестоимости машины и, как следствие, неконкурентоспособной его продажной цены.
1944 год
Весной 1944 года было начато производство прототипа PV444. Четырёхцилиндровый малолитражный мотор В4В мощностью 40 л.с. имел очень маленький расход топлива. Это был самый маленький мотор за всю историю производства автомобилей Volvo, и именно в этом моторе впервые клапаны стали располагаться в головке блока. Коробка передач была трёхступенчатая с синхронизаторами второй и третьей передач. Живой интерес был проявлен к этому автомобилю на выставке автомобилей Volvo в Стокгольме. Продажная стоимость этой модели была около 4 800 крон, что говорит о большом успехе производства, которое спустя 17 лет смогло выйти вновь на ту же продажную стоимость. Первый Jakob стоил также 4 800 крон.
Хелмер Петтерсон играл важную роль в производстве PV444. Первоначально он занимался на Volvo газогенераторами. Ему принадлежат многие проекты по производству малолитражных автомобилей. Именно под его патронажем появилась на свет PV444. Принято 2 300 заказов на эту модель. PV444 имела такой успех, что клиенты готовы были заплатить двойную стоимость за то, чтобы получить этот автомобиль без очереди. На этой же выставке была представлена модель PV60, которая стала последователем довоенной модели. Этот автомобиль был высокого качества, его уровень продаж слегка превзошёл планируемые объёмы и составил 3 000 PV60 и 500 PV61.
1945 год
После головокружительного успеха модели PV444 объём продаж стал падать. Затяжная забастовка среди рабочих и служащих машиностроительной индустрии явилась причиной переноса планов по производству новых моделей. На одном из прототипов предполагаемых новых моделей был совершён пробег через всю Швецию от Скани до Кируны. Общий километраж пробега составил 3 000 км. Средства массовой информации назвали эту машину «красоткой автомобильного мира».
1946 год
Забастовка в машиностроении сильно затормозила производственный процесс Volvo. Основная проблема состояла в том, что негде было брать комплектующие для конвейера. Были предприняты различные попытки поиска поставщиков в США, однако, они не увенчались успехом. Все эти проблемы сильно снизили объёмы производства и, тем самым, осложнили ситуацию с выполнением заказов на производство автомобилей.
1947 год
В начале этого года были разработаны десять модификаций на базе PV444. Серийное производство было начато в феврале 1947 года. Планировалось произвести 12 тыс. автомобилей этой серии, причём 10 181 автомобиль был уже продан. Однако сразу раскачать производство после столь серьёзных экономических проблем было непросто, поэтому первые PV444 появились на дорогах гораздо позже. Первые 2 000 машин были проданы в убыток, так как заявленная в своё время в Стокгольме цена в 4 800 крон была в 1947 году уже нереальной, и автомобиль PV444 стал стоить 8 000 крон.
1948 год
Последствия Второй Мировой войны для Швеции были уже практически неощутимы, и в этом году Volvo бьёт все рекорды по производству автомобилей. Около 3 тыс. было выпущено, среди которых большинство серии PV444. Значительно увеличилось производство PV60. Одновременно выпускалась 800-я серия для такси.
1949 год
Начиная с этого года Volvo стала производить легковых автомобилей больше, чем грузовых и автобусов. Был начат выпуск специальной версии PV444 — PV444S. Цвет кузова стал серым, вопреки традиционному чёрному, обивка салона стала красного и серого цветов. Конструктивно модель не получила изменений. Продавалась только под заказ, и её стоимость была выше, чем PV444. В 1949 году количество произведённых автомобилей превысило 100 тыс. машин, где 20 тыс. было продано на экспорт. Компания Volvo на тот момент насчитывала в штате 6 тыс. работников, из них на заводе в Гётеборге — 900 рабочих и 500 служащих.